Первые куклы в Донбассе появились в конце 1933 года. У истоков Донецкого кукольного стояли корифеи украинской сцены Виктор Добровольский и Любовь Гаккебуш. Кажется невероятным, что художники такого уровня нашли время для того, чтобы создать при Донецком музыкально-драматическом театре, где они тогда работали, театр кукол.
Вначале было много трудностей. Первоначальный театральный коллектив в составе 8 человек самостоятельно сооружал и лепил декорации, мастерил, изготавливал куклы. Ширму сделали из фиолетового бархата – она получилась лёгкой, прочной и портативной. Куклы были петрушечные.
Работали в свободное от основной работы время, но взялись за дело с таким восторгом и энтузиазмом, что вскоре в репертуаре появилась первая постановка «Юные патриоты», а дальше – сказки: «Ивасик – Телесик», «Коза - дереза», «Три поросёнка», «Сказка о царе Салтане».
Выезд на гастроли
Разъезжали с представлениями по шахтам и заводам, а в выходные дни ставили ширму прямо на большой сцене.
Как ждали этих встреч юные зрители! Какими счастливыми были их глазки! Дети радовались, аплодировали, прорывались за ширму, чтобы посмотреть на кукол...
В 1958 году начинается новый период в жизни театра — создается новый
творческий состав, который возглавили директор И.С. Журавлев, а с 1968 года - И.П. Клименко; главный режиссёр В.Н. Трипольськая, а с 1961 года – А. Д. Юдович; главный художник Л.В. Ванифатьева, а с 196З года - Н.Ф. Ясницкий.
В 1958 году донецкий кукольный театр уже гастролировал по просторам необъятной Родины на постоянной основе.
60-е годы - это лучшие спектакли Александра Юдовича – “Волшебная калоша”, “Телевизор доктора Айболита”, “Битва в лесу”, “Чертова мельница” (для взрослых) и Сергея Ефремова – “Голубой щенок”, “О чем рассказали волшебники”, “Сказка о жадном Серёжке” (диплом республиканского смотра) и другие, в которых звучала талантливая музыка композиторов Александра Виленца и Григория Бирюшова.
Борис Смирнов - главный режиссёр театра с 1971 по 1999 г.г., Заслуженный артист Украины (пятый слева). Николай Ясницкий - главный художник театра
с 1963 по 2002 г.г. (четвертый справа) и участники спектакля С. Когана
«Друзья маленькой Кити» (1972 г.)
В этот период рождались такие яркие творческие индивидуальности, как народный артист Украины Сергей Ефремов и заслуженные артисты Украины Элеонора Смирнова и Шарль Фоерберг, которые стали со временем «кукольными звёздами», известными за пределами страны, но не прерывали творческих связей с родным театром.
Именно в 60-е годы коллектив театра становится стабильным творческим организмом и входит в группу лидеров театров кукол Украины.
С 1971 года главным режиссёром театра стал Борис Смирнов, Заслуженный артист Украины.
Борис Смирнов (справа), Николай Ясницкий (слева) и Ирина Каракаш,
Наталья Бойко - исполнители ролей в спектакле В.Орлова
«Мышонок – Медвежонок» (1993 г.)
С 1977 по 1989 г. Директор театра - заслуженный работник культуры Украины В.Ф. Косенко, с 1989 по апрель 1992 года - Л. Н. Ващинский, а с апреля 1992 года - Заслуженный работник культуры Украины В. М. Стариков
Этот период – время смирновских спектаклей, отмеченных в разные годы престижными дипломами на международных, всеукраинских и межрегиональных фестивалях, а именно:
«Друзья маленькой Кити», «Земля дана тебе навеки», «Про добро и зло, и про длинный язык», «Улыбка судьбы», «Сэмбо», «Сказка о золотом петушке» и других, время расцвета яркого музыкального таланта композитора Якова Липовецкого, рождения замечательных кукол, сделанных руками настоящих мастеров Владимира Юшкевича и Евдокии Панжар.
Мастера кукол Евдокия Панжар и Владимир Юшкевич
Это было время укрепления творческой труппы и признании донецкой актерской школы, рождение таких творческих личностей, как Елена Липина и Жанна Славская, время незабываемых образов, созданных актерами Раисой Шубиной, Клавдией Мещеряковой, Иосифом Исаковым, Людмилой Тушкановой, Раисой Тарадай и другими.
Нельзя не вспомнить с благодарностью режиссерские работы Ильи Брандмана, Аси Акименко, Юрия Тесли, Евгения Чистоклетова, а также Анатолия Шуха, который к тому же был и остается ярким композитором, чья талантливая музыка продолжает звучать во многих спектаклях театра.
Этот период – время успешных гастрольных поездок не только в Донбассе, но и во многих городах Украины, России, Бельгии, Беларуси, Молдовы.
В 1982 году театр наконец-то обрел отдельное здание на проспекте Ильича под номером 18, где и находится по настоящее время. В 2007 году Донецкому театру кукол был присвоен Академический статус.
Настоящее Донецкого академического театра кукол
За годы работы Донецкий театр кукол поставил более 200 спектаклей, из которых десятки работ были удостоены престижными дипломами. Труппа театра кукол продолжает активно участвовать в различных региональных и международных конкурсах и фестивалях.
В настоящее время в уютном зрительном зале, а так же в фойе театра происходит непрерывный эмоциональный обмен жизненными ценностями между актёрами и юными зрителями. Театр кукол успешно поддерживает контакты с множеством городских и областных школ, интернатами, детскими домами. В театре проводятся дополнительные конкурсные мероприятия, торжества и праздники для детей и взрослых. Сегодня театр кукол имеет в своем составе не только известных метров театральной сцены, но и замечательных молодых артистов.
1 декабря 2020 года директором Донецкого республиканского академического театра кукол стала Арутинова Ольга Михайловна. Первую встречу с коллективом она начала с фразы: «Театр кукол – моя любовь с первого взгляда».
С приходом нынешнего руководства театр обрёл новый виток творческой жизни. Концерты, игровые и развлекательные программы, активная проектная и рекламная деятельность, а также обмен опытом и сотрудничество с коллегами из Российской Федерации - позволяет как поддерживать добрые традиции, так и постоянно искать современные формы преобразования театра.
На сегодняшний день Донецкий театр кукол - это одна большая сплочённая команда профессионалов в хорошей творческой форме, которая работает с полной отдачей.