15 сентября Донецкий театр кукол открывает свой 92-й театральный сезон премьерным показом спектакля «УМочКА».
История появления этой постановки в театре очень интересная. Сначала, на тот момент ещё «Умка», 7 лет жил в Санкт-Петербургском театре марионеток им. Е. С. Деммени. Режиссёру спектакля Алексею Уставщикову от администрации театра поступил запрос: «Надо что-то зимнее», на что он предложил эту историю.
«На Новый год тоже хочется постановку со смыслом. А эта история очень объёмная и зрелищная. То, что заложено у Юрия Яковлева я постарался более широко раскрыть: что кроме дружбы, открытия мира, его чудес есть ещё и расставания. Мы с художником, Анастасией Кардаш, придумали, что будут такие космические декорации, чтобы прям космос-космос. И там, вот в этом космосе, живет медведица со своим сыном. Разворачивается сюжет: один мир хочет посмотреть, другая – в берлогу затаскивает и т.д. Ну и потом просто «атомный взрыв» – появляется человек. Конечно, он может взаимодействовать с медвежонком до определённого момента, но это всё равно опасно – может задрать, и нечаянно, и в порыве радости. Медведь – это самый опасный охотник, у него самая быстрая реакция. Поэтому в спектакле совмещение несовместимого: человек и медведь. Конечно, в этой истории ещё интересна притчевость», – рассказал режиссёр-постановщик театра Деммени Алексей Уставщиков.
В спектакле «УМочКА» в основном используется планшетная система кукол. Алексей остановил свой выбор на ней, потому как планшетные куклы динамичные, более просты в управлении, чем, к примеру, марионетки. «Но они очень опасны, особенно в открытом приёме, который и используется в этой постановке. Ведь есть вероятность того, что будут смотреть на человека, на артиста, а не на куклу. Поэтому планшетная кукла она должна стать продолжением кукловода. Вот что самое сложное. Чтобы она полностью брала на себя внимание», – поделился Алексей Викторович.
Ещё в постановке есть эпизод, где применены теневые куклы, которые сделаны по рисункам старшего сына режиссёра. Алексей рассказал: «тогда ему было 6 лет. Мы с художниками дали ему задание. Он сразу всё нарисовал, и это вошло в эту историю. В целом, мы делали спектакль про детство, про своё детство, чтобы и мамы оценили, и дети узнали себя. Чтобы взрослые хохотали над первой сценой, где уже замученная мама, погружённая в полукому сна, и вечно бодрый ребёнок, которому надо. Так и получилось. Они всегда сидели дружно доказывали друг другу, что совсем недавно были в такой же ситуации.
Ну а дальше начинаются глубинные моменты. Медвежонок дружит с человеком, привыкает к нему. А потом его вдруг не будет рядом из-за того, что он куда-то уедет. И приходит суровое осознание того, что это навсегда. И вот что с этим делать?».
В Санкт-Петербургском театре марионеток им. Е. С. Деммени зрители охотно приходили смотреть на «Умку» 7 сезонов. И в мае 2024 года состоялась торжественная церемония передачи этого спектакля Донецкому театру кукол, где он обрёл не просто новый дом, но и новое имя – «УМочКА».
Режиссёр-постановщик говорит: «у нас закончилась жизнь этого спектакля. Это нормально. Интерес постепенно ослабевает. Так случается. И я считаю, что 7 сезонов, это очень хорошо. Теперь у него началась своя жизнь в вашем театре. Я думаю, что она тоже будет долгой».
В июле 2024 года Алексей Уставщиков приехал в Донецк, чтобы поработать с местными кукольниками над переносом спектакля на сцену Донецкого театра кукол. Репетиционный процесс занял чуть больше двух недель.
«Возможность поставить здесь спектакль за такой короткий срок обусловлена тем, что готова материальная часть, пройдена основная работа с раскадровкой и тем, что это всё-таки не дубль-спектакль, а перенос. Поскольку всё равно спектакль с нашей сцены имеет определённый объём. То есть он уже в рамках материальной части и соорганизованности у всех пространств. К тому же артисты захотели, чтобы спектакль стал их, а не был по лекалу. У ребят были разные очень точные находки или по кукловождению, или по тональности, или «а давайте персонаж появится ещё раз». Та же Рыба-солнце – «а вот пусть она станет весна». И если это очень удачно, конечно, это должно оставаться. Поэтому с одной стороны это перенос, а с другой – это уже ваш спектакль», – рассказал Алексей Викторович.
Дистанционная работа, подготовка к этому репетиционному интенсиву началась заранее. Примерно за полгода. Даже, когда не было уверенности, что всё точно произойдёт, артисты уже узнавали о спектакле, читали пьесу, следили за работой Алексея. Он же в свою очередь тоже, как сам выразился, «подсматривал» за донецкими кукольниками. Чуть позже попросил их записать видеовизитки.
Каждый подошёл к этой просьбе по-своему: кто пел, кто читал, кто молчал, кто просто говорил «не знаю, что говорить»… Знакомство постепенно состоялось.
«Все ребята хороши. Но вот тот первый состав, который будет работать в очень жестком режиме, он должен быть подготовленным. Я сомневался по поводу роли мальчика и краем глаза увидел Романа Мишина – ассистента режиссёра. Ну и опыт берёт своё. Рома не должен был участвовать в спектакле, как актер, но вышел на сцену, произошла проба. По итогу он остался и ассистентом режиссёра, и на роли мальчика – взял на себя дополнительную нагрузку. Но лето, все едут отдыхать, и у Романа были куплены билеты. Поэтому мы поменяли сроки сдачи спектакля, и он вышел из театра за полтора часа до отъезда.
Я видел, как работают все артисты. Они не расслабляются. И я хочу им пожелать веры в то, что обязательно придут и другие режиссёры. Они своим трудолюбием не только мне, но и другим докажут свою состоятельность. Хочу, чтобы они знали, что они интересны, чтобы они только не гасли и пережили эту ситуацию», – поделился Алексей Уставщиков.
Несмотря на успех спектакля про белого медвежонка, открывающего для себя тайны мироздания, в Санкт-Петербурге, у Алексея есть некие опасения, тревожные мысли касательно того, как воспримут «УМочКУ» в Донецке. Всё потому, что приезжая на постановку в новый для себя город, Алексей Викторович знакомится с местными жителями, с их менталитетом. Он сидит в зрительном зале среди людей, ходит на детские площадки, слушает, о чём говорят мамы, бабушки, дедушки.
«Папы в основном работают. Поэтому я хожу в бани, чтобы узнать, о чём говорят и папы тоже. В одном городе была такая ситуация… Смешная, но не шуточная. Я, значит, сижу на детской площадке, прислушиваюсь, там мамы разговаривают, дети… И вот мне интересно, что же там сказал один ребёнок. Я всё ближе и ближе. И тут, значит, полицейские: «Пройдёмте». Мамы оказывается наконец-то обратили внимание, что мужчина то один, без детей и всё ближе двигается, подслушивает… Мы потом в отделении полиции долго хохотали. Мне говорят: «ты хотя бы как-то напиши на себе «Режиссёр», - поделился историей режиссёр-постановщик Театра марионеток им. Е. С. Деммени Алексей Уставщиков.
А в Донецке у Алексея не было времени на данные эксперименты и изучение аудитории. И сомнения насчет восприятия «УМочКИ» связанны именно с этим.
Генеральный директор-художественный руководитель Донецкого театра кукол, заслуженный деятель искусств ДНР Ольга Арутинова не разделяет опасений Алексея: «Я уверена, что эта нежная, трепетная сказка нашего детства, тронет сердце каждого донецкого зрителя».
Спектакль «УМочКА» разработан в этническом стиле народов Крайнего севера. Над ним работали:
Алексей Уставщиков – режиссёр;
Анастасия Кардаш – художник;
Артём Алендеев – композитор;
Елена Жагло – балетмейстер;
Александр Нагаец – художник по свету.
Так как «УМочКА» – это всем известная история рассказа Юрия Яковлева, у зрителей могут предварительно сформироваться какие-то ожидания. Поэтому мы решили спросить у режиссёра чего точно не ждать от спектакля.
«Колыбельной не будет. Не будет полярной станции, полярников и самолёта. Но у нас будет УМочКА, это я гарантирую», – рассказал Алексей.
Напоминаем, что премьера состоится 15 сентября в 11:00 и 13:00. Билеты можно приобрести в кассе театра или онлайн на сервисе Quick Tickets по ссылке qsgo.ru/exXmKb.